Когда я проводил свой первый тренинг по копирайтингу, моей мантрой для студентов была фраза:

Сначала сделай плохо, чтобы сделать хорошо

Поговорим, как эта фраза помогает писать сильные продающие тексты и делает жизнь лучше.

Что такое хорошо, а что такое плохо

Учимся на ошибках детей писать сильный текст

Проблема первого уровня на букву «П»

Когда нет опыта в копирайтинге, тебя одолевает страх «ошибки». Из-за этого возникает много лишних вопросов:

— Как тут правильно написать?
— А с чего лучше начать — с вступления или с торгового предложения?
— Я не уверен, какая история подойдет к моему продукту. Что делать?

Проблема в том, что вместо действия студент тратит время на вопросы. И трагедия в том, что ответы не помогут понять, как лучше, потому что картина еще не начата.

Вспомните фразу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

В копирайтинге, особенно на стадии черновика, этот совет не работает. Надо писать и резать, писать и резать. Уже с опытом надрезы становятся точнее, и времени на работу тратишь меньше. А до тех пор изволь писать много.

Секрет в том, что через метод, извините за ругательство, ДПЧCХ («делай плохо, чтобы сделать хорошо») человек учится быстрее остальных.

Тот, кто сделал плохо, но сделал, имеет острые как бритва вопросы. Эти вопросы пронизаны опытом, а не пустой неуверенностью.

Тот, кто сделал плохо, имеет острые как бритва вопросы

Когда ты впервые приходишь на тренировку по плаванию, у тебя много вопросов: а как правильно грести руками, а как делать кувырок, а как задерживать дыхание. И тренер, естественно, проводит лекцию. Но ни для кого не секрет, что ты запомнишь максимум один совет. Осознание того, что тебе действительно нужно знать, приходит после слов: «А теперь в воду!».

Проблема первого уровня — перфекционизм там, где ему нет места.

Еще один пример, почему совет «делай плохо, чтобы сделать хорошо» эффективен — экзамен.

Представим на секундочку, что вы такой же раздолбай, как и я. Целый семестр вы ходили на лекцию и читали книги на другую тему. И тут, совсем неожиданно, наступает сессия. Экзамен, к примеру, по термодинамике.

wath-min

Да-да, братец. Экзамен по термодинамике. Завтра.

Ты врубаешь супергероя и начинаешь глотать все, что у попадает под руку. Ты диву даешься, сколько можно узнать за одну ночь, и не понимаешь, почему раньше этого не сделал. Но самый сок наступает на экзамене.

Гипотетически представим, что вы, как и я, не против «списать», если попадется не тот билет. Но списать мало, надо же еще и объяснить, что ты написал. И вот тебе выпадает счастливый шанс, препод вышел из аудитории на две минуты. Ты достаешь «бомбу» или кто-то подкидывает тебе кусочек по твоему вопросу.

Весь мир останавливается.

Ты поглощаешь каждое слово с этого огрызка так, будто вся жизнь зависит от результата экзамена. И у тебя получается. Ты сделал за ночь какую-то подготовительную работу, и теперь материал залетает в твою голову намного эффективнее, чем за подробную лекцию до сессии.

У тебя столько вопросов к преподавателю, сколько нет ни у одного слушателя на его занятии. К сожалению, он вряд ли ответит на них.

Коронка

Совсем недавно на глаза попалась любопытная статья «Победа через поражение».

Суть в том, что в Сингапуре детей учат математике через «продуктивный провал». Школьникам дают задачи, которые они заведомо не могут решить. И только потом объясняют, как и с помощью каких формул справиться с заданием.

На первый взгляд школьник тратит время впустую. Но разбирается в задаче намного глубже, чем тот, кому сразу рассказывают ответ.

Какой вывод из этого?

Если вы сталкиваетесь с чем-то новым, стоит хотя бы попробовать решить проблему и уже потом задавать правильные вопросы. Метод «делай плохо, чтобы делать хорошо» не универсален, но область применения широкая.

Проблема второго уровня без буквы «П»

Когда я заметил, что человек научился делать плохо, а затем хорошо, он получает следующий совет:

Делай хорошо, чтобы сделать круто!

Хорошего результата никто не заметит. Он просто хороший. В мире слишком много «просто хороших» текстов и мало выдающихся. Я считаю, что надо приучать себя делать лучше чем просто хорошо.

Клиент примет текст «на троечку». Вы не сильно расстроитесь в ресторане, если вас будут обслуживать «на троечку». Но никто не будет счастлив.

Конечно, лучше работающий сайт, чем сайт, которого никто не увидит. Не стоит откладывать запуск проекта, потому он кажется вам неидеальным. Не стоит писать тексты «в стол», потому что мир их никогда не увидит.

Я верю, что копирайтер должен стараться делать круто, когда другие могут делать хорошо.

Формула успеха

Формула успеха для студентов школы звучит так:

Делай плохо, чтобы делать хорошо, чтобы сделать круто!

Плохо → Хорошо → Круто

Вы не должны буксовать потому, что чего-то не понимаете. Но когда поймете, не нужно довольствоваться хорошим результатом. Сделайте попытку превзойти себя. Хотя бы попытку. Не для клиентов, а для себя.

Александр Чайковский

comments powered by HyperComments